Я больше склоняюсь к формированию какой то стратегии развития
Под каждый проект она своя и зависит, в первую очередь, от направленности контента, от контингента посетителей. Выше
ChaosHead, ответ которого вас так задел, привел пример на кошках - если сайт кошачьей тематики, то и место ему среди себе подобных, и контент, и посетители, и тематика рекламы - все должно отвечать именно этой направленности. Если разместите ссылку на ваш сайт о кошках на сайте, торгующем, к примеру, презервативами, как вы думаете, какой процент целевой аудитории вы получите? И наоборот, ссылки, размещенные на одном из "кошачьих" сайтов, могут кого то заинтересовать и вы получите свою целевую аудиторию. Думаю, теперь понятно, почему вам говорят, что единой стратегии быть не может и просят показать сайт, что бы дать конкретный, применимый только к нему совет.
Касательно работы с биржами - их никто не отменял, но первые ласточки у вас уже пролетели, вы написали, что ТИЦ у вас упал на одном из сайтов с 800 до 400, то есть ровно наполовину. Другими словами Яндекс, обнаруживая покупные ссылки, будет занижать рейтинг. Поэтому следите за тем, как развивается рынок ссылок, используйте контекст и партнерки, как написал
flyingspook, а ссылки, купленные в сапе, потихонечку отключайте. Например, разместили две контекстные - отключили одну саповскую, и т.д. Таким образом вы отвяжете сайт от сапы. Посмотрите вот
этот сайт. Статейное продвижение будет весьма полезным.