Поводом для написания данного опуса послужила курьёзная ситуация, имевшая место быть несколько месяцев назад у меня. С декабря мой хороший друг занимался раскруткой одного проекта. За прошедшие 4 месяца он значительно поднял сайт по ключевикам в выдаче. Пару раз были неприятные ситуации, связанные со сменой алгоритма Яндекс - сайт буксовал на месте в выдаче или падал в тИЦ. В Google всё было хорошо.
В одном из месяцев случился аврал. В обоих поисковиках (Яндекс, Google) абсолютно по всем ключевикам кроме одного произошел обвал на 50-100 позиций ниже. тИЦ упал с 100 до 20. Причина: Яндекс научился видеть покупные ссылки (купленнные через SAPE с высоким тИЦ) и начал препятствовать искуственному наращиванию ссылочной массы и продвижению в целом. Тотальный обвал произошел также и в Google.
В представлении большинства людей, SEO'шник, предоставляя услуги, как и любой другой исполнитель, несёт ответственность за качество услуг. И если с учетом нестабильности Яндекса, обвал можно было бы оправдать, то аналогичный обвал в Google наводил на грусные мысли. Но давайте разберемся, так ли это на самом деле?
Данная заметка как раз к вопросу об ответственности и будет полезна к изучению всем начинающим оптимизаторам, желающим сорвать лёгкий куш на продвижении сайтов. SEO нельзя приравнивать к обычной услуге, поскольку 100% гарантий дать не сможет никто, однако назревает вопрос компенсации т.н. ущерба, когда денежки на продвижение ушли, а видимого результата добавить не удалось.
Вот что пишет по этому поводу
smart:
Тут сложная ситуация. В некотором роде SEO сродни шаманству. Во-первых это всегда работа с "черным ящиком", который неизвестно как работает, и получение успехов на каком либо интервале времени не дает оснований думать, что получилось постигнуть принципы существования вселенной.
И тут никто не может давать никаких гарантий. Тем более, на какой-то конкретный месяц. Ситуация может меняться очень стремительно. Вот простой пример: один_известный_сайт.ru, в апдейт от 12 марта из индекса вывалились 2500 страниц (заметил Fon), и вместо 3000+ находилось 613, к 20-му марта, в индексе было 514 страниц, после апдейта ТИЦ - 5800, на сегодня - 4183. И это разброс, на 2-х неделях...
Так что говорить о том, что можно дать какие-либо гарантии на то, что в N-м месяце будет однозначно лучше, чем в N-1, думаю нельзя. Говорить можно лишь об общей тенденции, и оценивать результаты на более длительном интервале.
Что такое SEO? Это попытки манипуляции алгоритмами ПС. Сначала это не получается, потом коллективынй разум находит лазейки и постепенно начинает получаться. Через какое-то время выдача начинает кардинально меняться по всем направлениям, и в ПС начинают смотреть, откуда ж такая активность? Ага... Вот нашлись умники, которые юзают, допустим, покупные ссылки. Можем прирезать? Можем... Придавили... Выдача начала меняться снова, кто-то вернулся назад, кто-то вернулся очень далеко.... Кто-то остался там где был. И снова начинаются попытки найти какую-то лазейку.
У более крупных контор, на большом наборе сайтов получается отыскать быстрее, у кого-то медленнее. И то, что потом засвечивается на форумах, это как правило шлак, который уже отработан и мало кому нужен. Да, он какое-то время, после того как опубликован еще работает. За него хватаются и пытаются отлить серебрянную пулю. Но забывают о том, что те кто этот шлак слил, им-то уже не пользуются, они уже давным давно придумали что-то новое.
Поэтому всю массу SEO-шников можно разделить на 2 группы: тех кто занимается этим профессионально, и ежедневно проводит десятки опытов, чтобы найти очередную лазейку и те, кто пользуется тем, что где-то что-то услышал, и вроде как оно работает.
Так вот вернемся к нашей ситуации. Был клиент, для которого исполнитель взялся выполнить какую-то работу, на протяжении некоторого времени ее успешно выполнял. И до этого месяца все шло замечательно, все устраивало. В этом месяце произошел сбой. Да, такие ситуации бывают.
Да, перед клиентом придется отвечать. Но ведь исполнитель сам так захотел? Он мог не браться за ту работу, которую сам не сделает? Мог отправить клиента выбирать себе оптимизатора на стороне. Мог отправить к тем же bdbd.ru (да, дорого, зато пышно). Исполнитель же взял этот комплексный заказ, и на этот момент все устраивало. Так почему не устраивает сейчас?
Отвалился ТИЦ? Так он у всех отваливается (при условии что он искусственный, а не естественный). Тут варианта два - либо растить честно, и тогда он будет жить долго и расти, либо растить быстро и с хитринкой, но тогда его надо постоянно поддерживать и каждый раз каким-то новым приколом.
Сменилась выдача? Ну и что? Во-первых, вы не в статичном мире живете, конкуренты тоже предпринимают какие-то действия, тоже продвигают свои сайты. Вполне возможно, что в этом месяце вас переиграли. Может быть сервер на какое-то время прилег, поисковик что-то не доиндексировал, может быть у вас контент кто-то более жирный съел и убедил поисковик, что у него эта страница более релевантна к тематике. Во-вторых, может быть за это время появилось на порядок больше интересных сайтов с более релевантными материалами по вашим запросам. В конце концов не забывай, что в этом месяце Google включил новый алгоритм.
В общем мое мнение простое: в области уличной магии никаких гарантий давать нельзя. Те кто дают такие гарантии, как правило расчитывают на то, что за счет завышенного бюджета смогут продержать сайт на нужных позициях в течении указанного срока. Т.е. имея какую-то базу саттелитов, тематических ресурсов, каталогов, они примерно знают реальную себестоимость продвижения, зная стоимость всяких сторонних способов, они могут оценить, сколько получится продержаться на "резервном питании" если их собственные ресурсы дадут сбой. После чего берутся за сайт, дают гарантию. Если сайт держится своими силами - это все прибыль, если что-то сбоит и приходится прибегать к покупке ссылок или еще чему-то прибыль падает, иногда даже в минус уходят. Но это как было, так и остается уличной магией. И ничем больше...
SEO - уличная магия. Зачем предлагают такие услуги? Если человек предлагает услугу, он рискует и сознательно идёт на этот риск, подразумевая ежемесячное извлечение прибыли. Соответственно, в случае негативных действий, он должен позаботиться о какой-то компенсации, здраво понимая, что заказчику, вложившему деньги и получившему, мягко говоря, шиш, это неприятно.
Все упирается в то, как была оговорена работа и ее результаты. И что и кто обещал. Сколько ключевых из списка должно оказаться на первой? На какой период они там должны оказаться (на всю жизнь, на неделю, на период пока деньги платят)? Что должны предпринять стороны, если условия не выполняются? Какие форсмажоры допустимы, и какие сроки их устранения? Каков размер неустойки при невыполнении условий договора? А без ответа на эти вопросы - нельзя сказать, кто прав, а кто-то виноват. Необходимо объяснить заказчику о том, что продвижение - это гонка без гарантий и либо нужно предусмотреть в бюджете денежный задел на потенциальное погашение вероятного обвала (чтобы не платить из своего кармана), либо как-то дополнительно оговорить эти аспекты. В любом случае, вы должны иметь ввиду, что продвижение обусловлено риском и учитывать это при предоставлении услуг.
В поддержку темы две очень хорошие статьи:
Кто вы, дон SEO?Честный договор на SEOУдачного продвижения.